yeshiva.ru new поиск рассылка readme
008
007
006
005
004
003
002
001

Прежде всего, большое спасибо. Даже не ожидал. После предыдущего обновления главной странички сайта получил несколько растрогавших до слез сочувственных писем, типа: "Ребята! Держитесь! Мы с вами!" - Здорово! Приятно знать, что за тебя кто-то переживает. Главное, впрочем, не это. - Вашими молитвами отопление у нас включили практически сразу - то ли на следующий день, то ли через день после того, как пресловутая страничка была вывешена в сети. Так коллективное еврейское сознание, привлекая чудовищно высокий б-жественный свет, ломает злодейские планы ЖЭКов и РЖЭУ и согревает ешивы!! Еще раз спасибо!
 

* * *

Это - о вчерашнем. А теперь о сегодняшнем.

Хаим всепрощающий... Хаим мудрый... Хаим мягкий...

В детективах рассказывают, что для успешного воздействия на подследственного принято иметь двух следователей: "злого" и "доброго". "Злой" нагонит на подследственного страху, а "добрый" придет, пожалеет его по-отечески, тот и признается, сколько старушек замочил и на какие суммы...

Так вот у нас в ешиве примерно так же... :)

Нет, вы не подумайте, окна в ешиве зарешечены пока только на первом этаже, а в форме ходит один разнорабочий Василий (кстати, интересно: откуда он эту милицейскую рубашку достал?) В остальном люди мы предельно гражданские. Но вот со злым и добрым следователем, - так уж исторически сложилось...

Дело в том, что из нас двоих, "отцов основателей" ешивы и "стоявших у истоков", один - мягкий и всепрощающий, а другой - "строгий, но справедливый". Причем и у того, и у другого "ведущее качество" периодически зашкаливает. Я, например, склонен от продуктивной строгости сползать в сторону некоторого зверства. А Хаим Толочинский... ну, Хаим сам при случае о себе расскажет...

Ситуация, описанная выше - ни для кого не тайна. Шила в мешке не утаишь. Относятся к этому все по-разному. Иногда доходит до смешного. Один впечатлительный юноша, начитавшись умных книжек и послушав наш с Хаимом разговор, однажды произнес буквально следующее:

- Реб Хаим! Реб Шмулик! Вы же просто - единство хеседа и гвуры!

(А что?! Вы дочитайте до конца).
 

* * *

Так вот, однажды, очередной раз складывается в ешиве сложная ситуация. То ли собрание какое-то, то ли еще что. Я говорю:

- Хаим! Может быть, мне вообще не приходить? Я ж озверею, наломаю дров, наговорю чего-нибудь не того.

- Почему не приходить... Тебе обязательно надо прийти, - отвечает Хаим.

- Ну, хорошо. Так чего мне делать-то? Я опять чего-нибудь брякну, потом стыдно будет лет пять...

И тут Хаим произнес замечательные слова:

- Слушай, - говорит, - Шмулик. Будь самим собой. Надо просто быть самим собой. Лучше - все равно не придумаешь.

Ничего, вроде, особенного. Старая такая, всем знакомая мысль. Непонятно только, что такое "быть собой". Хочется, все-таки, полагать, что ты САМ - это нечто большее, чем безвольное, ворчливое и недовольное существо, засыпающее на утреннем хасидусе, свесившись со стула. Ты-то - сам - это, скорее всего, что-то великое и просветленное. Но, вот, что? Какой ты? И как же им "быть", в самом деле, - собой? Хаиму легко говорить.

Вот тут бы и наплевать на все это, и забыть. Так нет, что-то меня в словах Хаима зацепило. Что - сначала не мог понять, а потом дошло...

Смотрите, что пишет рав И. Гинзбург в своей книге пояснений к "Танье" - "Пниней аТанья" (Кстати, отрывок сам Хаим когда-то и перевел). Жирным шрифтом выделен оригинальный текст "Таньи". (Выделение - мое).

""А вторая душа, что в еврее" - [о которой говорится здесь] - б-жественная душа, наличествующая лишь у евреев... Это то основное, что отличает еврея от нееврея.

"Она - часть Б-жества свыше, в буквальном смысле". Сущность б-жественной души является, по простому смыслу, "частью Все-вышнего", - говоря языком стиха из книги "Йова"(31:2):"...частью Б-жества свыше". Ребе добавляет к этому выражению слово "мамош [буквально]", чтобы подчеркнуть, что это, [излагаемый в "Танье" тезис -] не духовная аллегория, не метафора, но действительное положение вещей: эта душа, действительно, "часть" Б-га. [...]

Выражаясь языком [Торы] хасидизма (Маймор ребе Рашаба "В день Шмини Ацерес..." 5659 года и в других местах): все творения Все-вышний создал [как] сотворенность [бехол анивроим аКодейш борух У боро эс анивро], в [сотворении] же души Все-вышний как бы [сам] становится "творением" [вэилу бинешомо аКодейш борух У кебейохел найсе "нивро"], в чем выражается абсолютная безграничность Все-вышнего, - он может "быть" также и творением. То есть, несмотря на то, что эта вещь [б-жественная душа] находится в положении творения, - ее истинной сущностью является сам Все-вышний, в Его Сущности и славе.

Не так - во всех [других] творениях, являющихся творениями по сути своей и лишь каждое мгновение осуществляемых и оживляемых Все-вышним. Другими словами, [их создание описывается следующим образом:] Все-вышний "взял" своей безграничной силой абсолютное "ничто" - [небытие] - и сделал из него бытие. Однако, по сути, оно [такое существование] остается небытием и сейчас.

В противоположность этому, еврей - то, что Все-вышний как бы "взял" и сотворил из самого себя - "нечто" - [подлинное] бытие. Если так, то, по своей сути, душа - сам Все-вышний, хотя на внешнем уровне [этот вид существования предстает] как [сотворенное] творение.

И это - то особенное в еврее, чего нет ни в чем, ни среди верхних, ни среди нижних. Еврей - единственное творение, истинной сущностью которого является сам Все-вышний в Его славе.

На основе этого, ребе [мелех аМошиах] ШЛИТА [объясняет] известную [фразу, гласящую], что мир разделяется на 4 типа [существования]: неживая [природа], растительная [природа], животный [мир] и говорящая [природа - человек]. Впрочем, в книгах написано, что еврей не принадлежит [ни к одному] из этих типов, но является особым типом творения. Если так, то, на первый взгляд [представляется странным,] почему сказано, что мир разделяется на четыре, а не на пять типов творения? Ответ на это: еврей не является частью Творения. Все четыре [перечисленных выше] типа представляют собой часть мира. Еврей же нечто совсем другое. Еврей, [как уже говорилось выше], - по сути и на внутреннем уровне - Все-вышний, но [так,] как Он выступает "в форме" творения. То есть сотворенная [т.е. относящаяся к Творению] часть еврея не является чем-то присущим именно ему. Этим он принадлежит совокупности типа "говорящей [природы]", леавдил, как нееврей (несмотря на всю разницу между ними, [...]). "Еврей" же в нем - б-жественная душа - по сути, сам Все-вышний.

Если так, то ясно, что нельзя включить его в Творение как пятый его [Творения] тип, но он совсем иное, нежели все [первые] четыре типа. [...] Поскольку это [различия между вышеперечисленными четырьмя типами творений -] разница между высокой и более низкой ступенью Творения . В отличие от этого, еврей, по сути, - Творец, а не творение. А Творец и творение - в абсолютной степени несравнимы".
 

* * *

А ниже следует отрывок из последней, на текущий момент, беседы Ребе, произнесенной в Субботу недельной главы "Ваяк'ел" 5752 (1992) года. (Выделение - Ребе).

"...первое, что еврей делает "сразу, как пробудился ото сна своего", - произносит "Мейде ани... [Признателен я...]", что указывает на его абсолютную объединенность со Святым, благословен Он. И это - Служение совокупное, предстоящее частностям Служения в течение дня и превосходящее [их]... И в этом же - смысл подобного порядка слов [в молитве] "Мейде ани лефонэхо [Признателен я Тебе...]", - что начинает [еврей] с идеи признания, а не с "...я Тебе", поскольку то, что каждый и каждая из сыновей Израиля объединены со Святым, благословен он, абсолютно ("...я Тебе"), - элементарно, и нет необходимости это подчеркивать. И потому начинает он только [с того, что относится] к его Служению и подчеркивает [только это]: "Признаю..." И необходимо добавить, что "сразу, как пробудился от сна своего", - включает и то, о чем Рамбам пишет: "спящие... в суете времени" (пусть не о нас это будет сказано). - Он [еврей] должен пробудиться и от этого сна. А начало этой Работы - в том, чтобы знал, что он [еврей] - "одно - буквально" с Сущностью [Б-га], поскольку он - часть Б-жества свыше мамош".

Чего тут добавишь. Хаим прав. - Надо, наконец, узнать, кто ты, - стать самим собой. С этого все начинается. И главное - с этого начинается пробуждение ото сна, в котором еврею сегодня снится изгнание. Надеюсь, что говорил понятно. Если нет, - пишите.
 

Счастливо!

Шмулик.

  ^ наверх