yeshiva.ru new поиск рассылка readme
008
007
006
005
004
003
002
001
«Эр мейнт аз эр из Месиях…»

В 5711 (1951) году произошла такая история:

Жил да был один крупный раввин. (История известная, – у кого память крепче моей – подскажите фамилию). Несмотря на то, что он никак не относил себя к любавическим хасидам, раввин внимательнейшим образом следил он за всем, что происходит в Хабаде. Причиной этому, по всей видимости, было понимание масштабов любавического движения, его влияния на мировое еврейство, да и на мир в целом, – понимание, которое обязывает знать, что творится в «Любавич», вне зависимости от личного к нему отношения. Тексты майморим, бесед, воззваний предыдущего Ребе, в краткий срок оказывались у него на столе.

Когда в 5711 году, спустя год после исталкус предыдущего Ребе, наш Ребе произнес маймор, знаменовавший принятие им статуса руководителя Хабада, – текст этого маймора, само собой разумеется, был спешно доставлен вышеупомянутому раввину. «Само собой», – поскольку первый маймор Ребе был его «тронной речью», определял задачи Хабада, заявлял общий подход нового руководителя.

Так вот, рассказывают, что после многочасового изучения того маймора, раввин отложил текст в сторону и произнес:

- Эр мейнт аз эр из Месиях [Он имеет в виду, что он – Мошиах].

* * *

Думаете, теперь я буду рассуждать на тему того, Мошиах Ребе или нет? – А вот и не угадали!

Другая, более недавняя история. 5752 (1992) год. Многие религиозные евреи (в том числе хабадники) спорят на тему: «Где! Ну где Ребе хоть раз говорил, что он Мошиах?!» В то же самое время нерелигиозная газета «Аарец» печатает огромную возмущенную статью «Емот Машиах шель Хабад [Дни Мошиаха по-хабадски]», высказывающуюся, например, так:

«Верит ли сам Ребе, что он Мошиах? Вплоть до последнего времени большинство последователей Хабада полагали, что широко распространившаяся среди „Любавичей“ вера в то, что их Ребе – Мошиах, была следствием излишней горячности хасидов. Однако, в течение последних недель Ребе, не произнося слова „я“, недвусмысленно намекал, что некто, по имени Менахем, начальные буквы имени которого составляют слово МаМоШ, являющийся нынешним руководителем поколения Любавич, – возможно, тот Мошиах, прихода которого все ожидают. […] На деле, внимательное изучение „бесед“ Ребе, обращенных к его хасидам, показывает, что с 1981 года Ребе сеет ясные намеки, относящиеся к тому, кем он является: „Плоть и кровь в материальном теле, Мошиах – имя его Менахем, Мошиах, праведник наш, находится с нами в этой синагоге и в этой ешиве“. Очевидной задачей этих намеков является побудить в сердце хасидов догадку, что он – Мошиах»…

Трудно остановиться! Потрясающе! Вот, что значит взгляд со стороны! Не только «намеки» Ребе очевидны составителю статьи, но и то, что их задачей является побудить к некоторым размышлениям хасидов…
 

* * *

Ну? Сейчас уже точно про Ребе-Мошиаха? – И опять не угадали. Мошиах ли Ребе, вы либо уже знаете, либо узнаете позже. А вот с изгнанием пора заканчивать. И мне хочется предложить Вам заняться этим совместно. А для того, чтобы мы понимали друг друга и, хотя бы со временем, смогли стать единомышленниками, мне надо сообщить Вам о нескольких вещах. Заранее предупреждаю: информации будет много, и она потребует от Вас внимания, терпения и желания разобраться в достаточно непростом языке бесед Ребе (не в самом лучшем переводе на русский).
 

* * *

Для начала, давайте почитаем, что же говорит Ребе о нынешнем времени. (Выделение, как всегда, по оригиналу, кроме специально указанных мест).

«…в соответствии со всеми признаками, [содержащимися] в словах благословенной памяти наших мудрецов, касательно предшествующего Мошиаху поколения, это – наше поколение – последнее поколение изгнания и (само собой разумеется) первое поколение Освобождения. […] …ко всему этому прибавилось еще более полнотой работы по распространению Торы и еврейства и распространению источников наружу в нижней половине мира […] на протяжении 50 лет. Если в начале этого периода мой учитель, мой тесть, Ребе, глава нашего поколения, вышел с провозглашением: „Моментально тшуво – моментально Освобождение!“ – и свидетельствовал, что уже завершились все детали работы и должны только „начистить пуговицы“, и, более того, что уже закончили и „начистку пуговиц“ и должны только встать, приготовиться („встаньте, приготовьтесь все вы“) принять Мошиаха, праведника нашего, – [то] в завершении этого периода конечно и конечно, без сомнения и тени сомнения, уже достигли времени Освобождения и, [говоря] языком наших благословенной памяти учителей: „кончились все пределы“, и также идея тшувы (как продолжения высказывания: „ни от чего другого не зависит это, кроме как от тшувы“) – уже была [совершена] в полноте, включая также полноту, [о которой сказано:] „Мошиах придет, чтобы привести праведников к тшуве“».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.689, недельная глава «Болок», 17 Таммуз).

«…после „действий наших и служения нашего“ – всех сыновей Израиля на протяжении всех поколений, включая, и в особенности, – после раскрытия Торы хасидизма 19 Кислев, когда, в основном, началась идея „распространятся твои источники наружу“ и прибавилось и продолжает [прибавляться] нашими Ребе, руководителями нашими, из поколения в поколение, вплоть до моего учителя, моего тестя, Ребе, главы нашего поколения, которым источники были распространены наружу вплоть до краев света, – уже выполнены все идеи также со стороны [мира] (и в) мире, как он сообщил и провозгласил: что уже выполнены все идеи работы, также „начистка пуговиц“, и все готово к приходу Мошиаха.
И отсюда понятно, что продолжение работы после этого (все время, пока Мошиах, праведник наш, задерживается по какой-то причине (неизвестной и непонятной вовсе)) – это не „работа по переборке“ (поскольку работа по переборке уже завершена и выполнена), но особая работа – привести к практическому раскрытию в мире».

(«Сейфер аСихейс» 5752 год т.2, с.163, недельная глава «Ваишлах», 16 Кислев).

«…сейчас мы уже находится в положении, когда материальное тело и даже материальность мира – уже были полностью перебраны и очищены и являются „сосудом“, готовым для всех духовных светов и идей, включая, и [это -] главное, – [готовым для восприятия] света Мошиаха, праведника нашего, света Освобождения истинного и полного, вплоть – до раскрытия простоты сущности сущности [ацмус фун ацмус умаус] Благословенного, как он раскрывается в простоте сущности Мошиаха праведника нашего…»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.151, недельная глава «Ваейце», 9 Кислев).

«В дополнение к объяснявшемуся выше […]: что наличествует существование Мошиаха в искре Мошиаха (аспекте ехиды), которая [заключена] в каждом и каждой из евреев, имеется также существование Мошиаха по простому смыслу… и если бы не вмешались негативные вещи, приостанавливающие и задерживающие и так далее, – раскрылся бы и пришел в действии мамош […]
В эти дни […] исчезли все препятствия и задержки […] и поскольку так, – есть (не только существование Мошиаха, но) и раскрытие Мошиаха…»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.95, недельная глава «Ваейро», 18 Мархешван).

«Поскольку в эти наши дни мамош (с завершением месяца Нисан […]) „закончились все пределы“ […] по простому смыслу мамош, и, конечно, сразу и моментально приходит Мошиах, праведник наш, и каждый и каждая показывает пальцем и говорит „Вот этот (король Мошиах) пришел“, – уже пришел (в прошедшем времени), во мгновение предшествовавшее этому мгновению…»

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.490, недельная глава «Тазриа-Мецейро», 6 Ияра).

«…Освобождение не является никаким хидушем, …все идеи Освобождения уже начались […] и уже были привлечены и были восприняты этим нижним материальным миром, низа большего по отношению к которому нет…»

(«Сейфер аСихейс» 5751, т.2, с.791, недельная глава «Шейфтим», 7 Элула).

«И еще, и это главное, – что продолжают […], будучи вместе ЗДЕСЬ [выделение мое] – в святой Земле и в Иерусалиме, святом городе, а в самом том месте – в ’Ционе’ (внутренности) Иерусалима – в Храме, а (в самом том месте -) в Святая-Святых…»

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.565, второй день праздника Швуэс).

Правда интересно?! Если вчитаться… (Кстати, уверяю Вас, это далеко не все, что можно прочитать в беседах Ребе по данному поводу).

Вроде получается следующее: Работа по преобразованию мира закончена в полноте. Евреи совершили полную тшуву. Мир готов воспринимать раскрытия будущего. Мошиах пришел. – Будущее стало настоящим.

И как же совместить процитированное с реальностью, в которой мы, вроде бы, живем? Где это «наступившее Освобождение»? Может быть, Ребе имеет в виду что-нибудь иносказательное, духовное, незримое, происходящее где-нибудь в высших мирах? – Нет: «Действительное, по простому смыслу, существование», – о котором Ребе говорит в беседе, произнесенной в Субботу недельной главы «Ваишлах», 16 Кислева 5752 года (см. «Сейфер Сихейс» за 5752 т.1, с. 165; полный перевод этой цитаты – ниже), заключающееся в том, что: «мы сидим вместе со Святым, благословен он […] за [посвященным] свадебной трапезе „накрытым столом“, трапезе [на которой вкушают] Ливьосона, Шейр-абейр, и Яин-амешумор…», – Ребе объясняет в сноске 112 следующим образом:

«Действительное, по простому смыслу, существование: то есть, не только закончена работа и надо произвести раскрытие в мире […], – более того: это есть уже в действии и в раскрытии, и надо только раскрыть глаза, поскольку давно ужедал вам …глаза, чтобы видеть“».

Получается, что Освобождение, действительно, наступило. И, похоже, не вчера (а, как минимум, 10 лет назад).
 

* * *

Теперь еще несколько отрывков из бесед Ребе, объединенных общей идеей: чего же не хватает? Что же не так?

«…единственная вещь, которой недостает, – чтобы еврей как следует открыл свои глаза. Он увидит, что все уже готово к Освобождению! Уже есть „накрытый стол“, уже есть ливьосон и шор-абор и старое вино, а евреи сидят уже у стола – „стола отца их“ (короля над царями царей, Святого, благословен Он) вместе с Мошиахом, праведником нашим […]. И после сорока лет, [миновавших] с исталкус моего учителя, моего тестя, Ребе, уже имеют также „сердце сознавать, и глаза видеть, и уши слышать“».

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.152, недельная глава «Ваейце», 9 Кислев).

«…в наши дни, мамош, надо только открыть глаза, чтобы увидеть действительное, мамош, существование: т. е., что мы сидим вместе со Святым, благословен он (’Еврейский народ и Святой, благословен Он – целиком одно’) за [посвященным] свадебной трапезе «накрытым столом», трапезе [на которой вкушают] Ливьосона, Шейр-абейр, и Яин-амешумор… {в сноске 112 (в объяснение слов «действительное, мамош, существование»): «То есть, не только закончена работа и надо произвести раскрытие в мире […], но более того: что есть это уже в действии и в раскрытии, и надо только раскрыть глаза, поскольку давно ужедал вам …глаза, чтобы видеть“»}.

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.165, недельная глава «Ваишлах», 16 Кислев).

Оказывается, недостает только открыть глаза и увидеть, осознать, что сегодня мы живем в дни Мошиаха, в «Освобождении истинном и полном», – как бы ни было трудно в это поверить!
 

* * *

Тут возникает другой вопрос. «Открыть глаза»? Ну, и как это сделать практически? В чем должна заключаться наша работа? Ведь слова Ребе – не только описание состояния мира, но и указание к действию:

«…все идеи работы […] должны быть пронизаны [идеей:] „привести к дням Мошиаха“. Не только то, […] что (посланник) стоит и ждет, пока придет Мошиах, а тогда – он примет в этом участие и получит от этого выгоду и т. д., но – „привести“ – он делает все зависящее от него, чтобы привести „к дням Мошиаха“ во множественном числе: не только начало – один день, но дни (во множественном числе) – дни Мошиаха (и не только тогда, когда Мошиах является „потенциальным Мошиахом“, но все дни Мошиаха, – также полноту „Мошиаха вадай“ и т. д.)»

(«Сейфер аСихейс» 5752 года, т.1, с.111, недельная глава «Хаей Соро», 25 Мархешван, Меворхим Кислев).

В каждой беседе Ребе мы находим практические рекомендации, которые, по всей видимости, и являются действиями, ведущими к «раскрытию глаз». Ребе призывает выполнять «с украшением» те или иные заповеди, прибавить в изучении самых разных книг раскрытой и внутренней Торы, к действиям, направленным на выполнение идеи «Всеми путями своими познай Его» и т. д. и т. п. Рекомендаций этих множество. Но сейчас хочется остановить Ваше внимание на «рекомендации», являющейся, на мой взгляд, наиболее общим указанием, из которого следует все остальное. Это указание – Жить с днями Освобождения.

И снова читаем:

«…единственная вещь, которой недостает – чтобы еврей открыл свои глаза как следует. Он увидит, что все уже готово к Освобождению! Уже есть „накрытый стол“, есть уже Ливьосон и Шор-аБор и старое вино, а евреи сидят уже у стола – „стола отца их“ (короля над царями царей, Святого, благословен Он) вместе с Мошиахом, праведником нашим […]. А после сорока лет с исталкус моего учителя, моего тестя, Ребе уже имеют также „сердце знать и глаза видеть и уши слышать“.
Сегодня необходимо только […] открыть „сердце знать“ и открыть „глаза видеть“ и открыть „уши слышать“ и, наподобие этого – реализовать все 248 материальных органов и 365 жил – в дополнение к изучению Торы и выполнению заповедей в целом […] – в изучении внутренней Торы, как она раскрылась в Торе хасидизма, и выполнении указаний наших Ребе, наших руководителей, включая – изучение идей Освобождения так, чтобы открыть сердце, глаза и уши – понять, увидеть и услышать, по простому смыслу мамош, в материальности мира – Освобождение истинное и полное в действии мамош, и изучение Торы Мошиаха (внутренней Торы) образом видения, что это все здесь, готово, нужно только открыть глаза, – [и] увидит это!»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.152, недельная глава «Ваейце», 9 Кислев).

«А главное – чтобы это было по простому смыслу в действии, образом, когда „показывает пальцем и говорит: этот“, и по простому смыслу моментально и сразу. Как я многократно повторяю и подчеркиваю, что не только: Освобождение придет в конце концов, но Освобождение уже стоит на дверном пороге [ал саф апесах] и ожидает каждого и каждой из евреев, чтобы открыл эту дверь и втащил Освобождение внутрь комнаты!!»

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.2, с.461, беседа Ребе с главным раввином Израиля Мордхе-Эльоу).

«Отсюда ясен урок, который каждый приобретает, находясь в субботу главы „Шейфтим“ в этом поколении и, в особенности, в последнее время, последние мгновения изгнания, – что работа должна соответствовать [по принципу] „мера за меру“ Освобождению…»

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.791, недельная глава «Шейфтим», 7 Элула).

«Отсюда понятно также относительно служения евреев, требующегося в Симхас-Тейро и привлечения [его] на весь год, в целом, а, в особенности, в этом году, – служения, пронизанного идеей Освобождения и Мошиаха. Это означает, что поведение еврея [а идн’с эйффирунг] во всем в его повседневной жизни также в настоящее время, сразу перед Освобождением, – подобно жизни и поведению евреев в дни Мошиаха мамош».

(«Сейфер аСихейс» 5752 год, т.1, с.39, Лейл Симхас-Тейро, перед Акофейс).

«И касательно практики. – Несмотря на „штурм“ в этом в последний период этого года […], после наблюдения чудес, свидетельствующих о том, что это – „год, в который раскрывается король Мошиах“, видят, что есть трудность („эс кумт он швер [тяжело идет]“) [в том, чтобы] пронизать узнаванием и ощущением того, что стоят на пороге дней Мошиаха мамош, пока не начнут „жить“ идеями Мошиаха и Освобождения».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.692, недельная глава «Болок», 17 Таммуза).

«А средство, [- чем достичь] этого, – посредством изучения Торы в вопросах Мошиаха и Освобождения, поскольку в силах Торы (мудрости Святого, благословен Он, которая выше мира) изменить природу человека [таким образом], что также тогда, когда со стороны его ощущения [он] находится, упаси Б-г, пока что вне идеи Освобождения (поскольку не вышел пока что из внутреннего изгнания), за счет изучения Торы в вопросах Освобождения, [он] поднимается к состоянию и положению Освобождения и начинает жить идеями Освобождения, исходя из знания и узнавания и ощущения, что „Вот – этот пришел“».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.692, недельная глава «Болок», 17 Таммуза).

«И еще, и это главное, – что изучение должно исходить из знания и узнавания с полной уверенностью, что это не „Илхесо ЛеМешихо [законы, которые будут исполняться при Мошиахе]“, но практический закон в действии в следующее мгновение, поскольку „будущий Храм, которого мы ожидаем, построен и собран (уже сейчас сверху и сразу) раскроется и придет с небес“ за мгновение!
И, наподобие говорившегося в последний период касательно особого прибавления в изучении Торы в вопросах Освобождения и Мошиаха. – Не (только) в качестве „сгулы“ поторопить и приблизить приход Мошиаха и Освобождения, но (также и) в основном для того, чтобы начать „жить“ идеями Мошиаха и Освобождения, „Жить со временем“ дней Мошиаха, за счет того, что разум становится наполнен и пронизан пониманием и постижением идей Мошиаха и Освобождения в Торе, а из разума распространяется и пронизывает также чувство сердца, и вплоть до поведения в мысли, речи и действии образом, соответствующим этому особому времени, когда стоят на пороге Освобождения и показывают пальцем, что „Вот – этот (король Мошиах) пришел“».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.691, недельная глава «Болок», 17 Таммуза).

«И говоря попросту: находясь совсем рядом с Освобождением, каждый еврей должен приучиться к Освобождению [зих айнгевейнен цу дер Геуло] и поместить себя [зих арайнштелн] в положение и ощущение Освобождения, сделав свой частный день – „днем ([своей] личной) Геулы“, а свое частное место – „Землей Израиля“, тем, что совершает свое Служение в это мгновение и в этом месте – в абсолютной полноте в мысли, речи и действии».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.707, недельная глава «Пинхас», Меворхим Ав, 24 Таммуза).

«И в дополнение к идее единства (между евреями и Все-вышним) в [словах] „и станут одной плотью“ – присутствует вторая идея: следствие, исходящее отсюда, – то, что рождаются „Толдейс [порождения]“ – „порождения праведников – добрые дела“
Вплоть до таких добрых дел (которые не представляют из себя отдельной вещи от „и будут одной плотью“, но добрые дела), которыми еврей (телом его и душой его) становится „соучастником Святому, благословен Он“ (образом единства) во всех его, Все-вышнего делах, включая, и главное, – в приведении Освобождения истинного и полного, – что для того, чтобы Все-вышний осуществил это [- Освобождение -] в полноте, Он (как бы) нуждается в том, чтобы иметь участие каждого еврея, и именно как души в теле, что посредством „наших действий и нашего служения“ приходит Освобождение, и необходимо как бы прибегнуть к тому, чтобы еврей согласился и, более того, – чтобы он захотел и провозглашал, что не только „наступило время Освобождения вашего“, – но уже здесь Освобождение по простому смыслу, – как говорилось выше (в конце пункта 8), что [слово] „Геуло [Освобождение]“ – [происходит] – от слова „гилуй [раскрытие]“ – раскрытие [Алефа -] Алуфей шел эйлом [Господина этого мира] в „гейло [изгнании]“ (что осуществляется работой евреев в изгнании)».

(«Сейфер аСихейс» 5751 год, т.2, с.646, «Коах Сиван»).

А? – Такая вот история… Б-гу нужно, чтобы еврей согласился на Освобождение и, более того, (!) – чтобы он его захотел…
 

* * *

- Так что же все это, наконец, значит? – спросите Вы меня. Что вы предлагаете? Поверить Ребе и считать, что мы живем в Освобождении?!

- Честно говоря, подозреваю, что никому подобного предложить не смогу. Я лишь попытался на понятном (надеюсь) языке показать Вам, что сказал Ребе. Я надеюсь, что теперь Вам известно, что Ребе, и на самом деле, говорил об Освобождении, как о свершившемся факте. Теперь Вы знаете, что если верить словам Ребе, каждого из нас от Освобождения отделяет лишь нечто неосязаемое, находящееся внутри нас, на уровне нашего сознания. А вот верить или не верить Ребе, разбираться во всем этом дальше, думать ли, – Вы будете решать сами. – На то и свобода выбора.

Продолжение следует.
 

Удачи!! Счастливо!

Шмулик.

  ^ наверх