yeshiva.ru new поиск рассылка readme
008
007
006
005
004
003
002
001

«Ну, хорошо. Кепку я сниму.
Идеи-то, идеи куда я дену?!.»

Написав давешнее к Вам послание и загрузив его в браузер, я нажал на PgDown: Б-же мой! Неужели кто-то дочитает это до конца?..

Кто-то?.. – отозвался Хаим. – Н-ну… Несколько человек, думаю, дочитают до конца. Многие – до середины… Но ты, Шмулик, не переживай. Если человек прочитает хотя бы первые пару цитат…

Я успокоился. :)

(Кстати, нашелся-таки добросовестный хасид, вспомнивший, что главным героем истории, с которой то послание начиналось, был раввин Велвл Брискер. Этим хасидом оказался Еошуа Круш из Германии, – спасибо ему. А историю он слышал от раввина Шлеймо Маджески из Нью-Йорка).
 

* * *

Обещанное продолжение (не пугайтесь) существенно отличается от прочитанного Вами в прошлый раз. Цитата будет, но всего одна. Из беседы Ребе, произнесенной накануне Субботы недельной главы «Шмини», 28 нисана 5751 года («Сейфер аСихейс» 5751г., т.1, с.474). По окончании цитаты будет изложена «идея».
 

* * *

Цитата (выделение – по тексту «Сейфер аСихейс»):

«…возникает величайшее удивление: как возможно, что, невзирая ни на что, – еще не добились действительного прихода Мошиаха, праведника нашего?! …[Это] вещь, которая абсолютно непонятна! [Довор, шеэйней мувон клол ухлол!]

А дополнительное удивление вызывает то, что десять (и много раз по десять) евреев собираются вместе и в пору, в особой степени благоприятную для Освобождения, и, несмотря на это, не поднимают шум для того, чтобы осуществить приход Мошиаха тотчас же, моментально. И для них не исключено, что Мошиах, упаси Милосердный, не придет этой ночью, и также назавтра не придет Мошиах, праведник наш, и послезавтра не придет, упаси Милосердный!!

Также когда кричат: «До каких пор!» – это – по приказу… И если бы осознавали [смысл произносимого], и просили, и кричали бы по-настоящему, – конечно, конечно Мошиах бы уже пришел!!

Что еще мог я сделать для того, чтобы все сыновья Израиля «подняли шум», и закричали по-настоящему, и добились того, чтобы привести Мошиаха в действии, – после того, как все, что сделано до сих пор, не помогло. И довод [тому]: что пока еще находятся в изгнании, а еще, и это основное, – во внутреннем изгнании в вещах, относящихся к Служению Б-гу!

Единственное, что я мог сделать, – передать это вам: сделайте все, что в вашей возможности – вещи, [производимые] образом светов тей’у, но в сосудах тикун, – чтобы, привести Мошиаха, праведника нашего, в действии, в буквальном смысле сейчас же, моментально!

И пусть будет угодно, чтобы, в конце концов, нашлось десять евреев, которые «упрутся [исакшу]» на том, что они обязаны добиться от Святого, благословен Он, и без сомнения, добьются от Святого, благословен Он, – как сказано: «Ибо народ упрямый он…» (в лучшем смысле. И потому:) «…и простишь Ты грехи наши и преступления наши и дашь нам наше наследие!» — [добьются того, чтобы Б-г] осуществил истинное и полное Освобождение в действии, в буквальном смысле сейчас же, моментально. […]

А я – свое сделал. И с теперешнего момента и далее – сделайте вы все, что в вашей возможности.

И пусть будет угодно, чтобы среди вас нашелся один, двое, трое, кто отыщет решение, что делать и как делать. И еще, и это главное, – чтобы они добились, чтобы произошло истинное и полное Освобождение в действии, в буквальном смысле сейчас же, моментально, в радости и добром сердце!»

Конец цитаты.

«Мошиах не пришел. Я сделал все, что мог, но это не помогло. Вы так и не захотели Освобождения по-настоящему. И теперь занимайтесь этим вопросом сами, раз ничего не хотите слушать»? – Мне рассказывали, что будучи воспринята примерно таким образом, эта беседа многих повергла в состояние, не дай Б-г, паники и отчаяния: Гевалд!! Мы разочаровали Ребе! Ребе отказывается руководить нами! Ребе бросает нас! Что делать! Что делать!

А как же еще понимать эти слова?
 

* * *

Один мой приятель, предложил трактовку первой из цитируемого отрывка фразы, совсем не приходившую мне до этого в голову: «…как возможно, что, невзирая ни на что, еще не добились действительного прихода Мошиаха, праведника нашего?! …Это вещь, которая абсолютно непонятна!» – в смысле: «Может ли быть, что Освобождение до сих пор не пришло? – Да конечно же нет! Разумеется, оно уже здесь!»

Трактовка такая поначалу не показалась мне достоверной. Позднее, впрочем (и чем позднее, тем более «впрочем»), по мере изучения бесед 5751 – 5752, а потом и 5750, и 5749 годов, – в контексте сказанного Ребе раньше и позже 28 Нисана 5751 года (в частности, в контексте мест, приводившихся здесь ранее), – такое понимание стало представляться едва ли не единственно возможным.

В соответствии с ним, становится по-другому понятен и дальнейший текст. Ребе не заявляет евреям: «Я разочаровался в вас, и потому сами выпутывайтесь из создавшейся ситуации» (что в устах Ребе, кстати, невозможно себе даже представить), а объясняет: «То, что необходимо сделать – зависит только от вас. Ни от кого другого!»

Вспоминая приведенные в давешнем тексте цитаты, понятно, кстати, почему это зависит только от нас. «Приучиться к Освобождению и поместить себя в положение и ощущение Освобождения», практически «жить со временем дней Мошиаха», через изучение Торы сделать так, чтобы «разум стал наполнен и пронизан пониманием и постижением идей Мошиаха и Освобождения в Торе, а из разума [это] распространилось бы и пронизало также чувство сердца, вплоть до поведения в мысли, речи и действии», – Ребе, при всем желании (кебейохел) не может за нас сделать!
 

* * *

Но разговор сейчас, скорее, не о свежем взгляде на содержание беседы от 28 Нисана 5751 года, а в том, что из нее (и из того, с чем Вы познакомились ранее) следует. Напомню:

«…сделайте все, что в вашей возможности… чтобы, привести Мошиаха, праведника нашего, в действии, в буквальном смысле сейчас же, моментально!.. десять евреев, которые «упрутся [исакшу]» на том, что они обязаны добиться от Святого, благословен Он… один, двое, трое, кто отыщет решение, что делать и как делать. И еще, и это главное, – чтобы они добились, чтобы произошло истинное и полное Освобождение в действии»

Из этого, на мой взгляд, следует, что от каждого из нас (простите за повторение) сегодня требуется:

1) В первую очередь, понять, что же значит: «приучиться к Освобождению и поместить себя в положение и ощущение Освобождения», практически «жить со временем дней Мошиаха», и достичь того, чтобы «разум стал наполнен и пронизан пониманием и постижением идей Мошиаха и Освобождения в Торе, а из разума [это] распространилось бы и пронизало также чувство сердца, вплоть до поведения в мысли, речи и действии».

2) Таки «приучиться», «поместить себя», «жить» и т.д. Это, насколько я понимаю, и есть средство «войти в Освобождение» – начать им жить.

И теперь представьте себе (или Вы уже давно заняты мыслями речами и действиями подобного рода?), что Вы решили отнестись к словам Ребе не «разумно» / «эмоционально» / «с доверием» / «с недоверием» / «по эстетски» – подчеркнуть нужное, вычеркнуть ненужное, – но по-настоящему практически, – как к руководству к действию…

Не буду даже пытаться говорить за Вас. Скажу за себя. Уже несколько лет я пытаюсь, говоря словами Ребе, «поместить себя в положение и ощущение Освобождения». Практика показала, что основной в этом проблемой для меня (да и для любого, думаю, человека способностей и образованности вроде моей) является не вопрос принятия на себя тех или иных деталей Служения, но отсутствие источников из которых можно было бы вынести ясное представление о том, как на деле «жить Освобождением» сегодня.

Предполагая, что моя проблема, в какой-то степени, является проблемой общей, я обращаюсь ко всем, кто способен воспринять мои слова с «идеей»:

« И Д Е Я »:

Друзья мои! Давайте каждый из нас – каждый в своем месте – подтолкнет к работе раввинов – знатоков раскрытой и внутренней Торы. Пускай они составят книги, объясняющие, как практически живут в Освобождении. Пускай вынесут законодательные решения в отношении того, как и на какой стадии наступившего Освобождения молиться, как справлять праздники, как накладывать тфиллин, что есть, а чего не есть. Пускай спустят это ниже десяти тфахим. Те из нас, кто способен, пусть, в соответствии с указанием Ребе, находит и публикует хидушим в отношении законов Мошиаха и Освобождения. Есть достоинство у ребенка (в том числе, ребенка, в смысле понимания) перед взрослым. Наши хидушим, возможно, помогут открыть глаза, подадут новые мысли тем, кто ученей и умнее нас, и, дай Б-г, послужат толчком в том же направлении.

Я вполне осознаю масштаб и кажущуюся недостижимость своей цели. Фактически, я хочу написания нового «Шульхан Оруха». – «Шульхан Оруха», описывающего Служение в дни Освобождения. Но, к счастью, это не только мое желание, – это требование службы евреев Б-гу, требование времени. Стало быть, ведь Б-г всегдя дает еврею возможность сделать свое Служение полным, – это может и должно быть осуществлено.

И последнее на сегодня. Я очень прошу отнестись к моим словам серьезно. Для меня написанное – не «рассуждения на тему», а чистая практика. Я действительно, жду результатов. Я хочу, чтобы из моего обращения к Вам произошло практическое прибавление в изучении законов Мошиаха и Освобождения – именно «алибо деилхесо». А, главное, чтобы, как следствие этого, произошло прибавление в том, как мы «живем Освобождением». Результатом же этого неизбежно должно стать «раскрытие наших глаз»,  осознание – практическое осознание того, что мы уже сегодня находимся в Освобождении истинном и полном… Что и есть Освобождение, друзья!

Приложите к этому руку, прошу Вас.
 

У кого появятся какие идеи или новости – пишите.

Любящий Вас, Шмулик.

  ^ наверх