Yeshiva.ru

В течение последних лет Ребе мелех аМошиах ШЛИТА часто обращается к евреям с просьбой исполнять определенные, указываемые им заповеди Торы. Ребе назвал это "мивцоим".

В одной из своих бесед он раскрывает причину, по которой именно это слово избрал для обозначения заповедей, на выполнении которых и на распространении знания о которых делает столь особый акцент. В тайной Торе объясняется, что буквы корня слова "мивцоим" ("бейс","цадик" и "аин") состоят из вторых букв имен Патриархов: Авроома, Ицхока и Яакова. Первая же буква - "мем" - этого слова - "ма'фил" - приводит в действие его основное содержание. Иными словами, "запуская" мивцоим, Ребе мелех аМошиах ШЛИТА стремится пробуждить и приведести в действие духовные силы, благодаря заслугам Праотцов переданные нашему народу.

Ребе не ограничивается призывами. По его просьбе хасиды проводят мивцоим везде, где есть евреи. Везде, во всех уголках земного шара его посланники просят проходящих по улице или посещающих еврейские организации евреев надевать тфиллин, разъясняют им законы кошерности пищи, рассказывают о важности наличия мезузы на двери еврейского дома, распространяют литературу, посвященную вопросам Торы и еврейства.

Иногда задают вопрос: почему мивцоим именно десять? Разве только эти заповеди необходимо исполнять? В Торе есть 613 заповедей, и все они даны нам на горе Синай. Каждый еврей обязан исполнять все, что написано в Торе.

Разумеется, нелепо было бы предполагать, что речь идет об уменьшении числа заповедей или что остальные заповеди менее нас обязывают. Скорее, особое внимание, уделяемое ребе нескольким из заповедей можно воспринимать подобно высказыванию наших мудрецов: "Пришел Хавакук и все [заповеди] основал на одной" ("Макейс", 24). Эта одна заповедь - вера. Она способна привести человека к исполнению всего Учения, в целом.

То же можно сказать и о "десяти мивцоим". Именно по причине того, что это "общие" заповеди, они могут побудить еврея к исполнению всех остальных.

Что же относится к "Десяти мивцоим"?

МИВЦА ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ.

"Из-за грехов наших мы были изгнаны из нашей страны". Устранив причину, мы устраняем и ее следствия.

Так как причиной последнего изгнания была ни на чем не основанная ненависть, разделившая народ на множество группировок, необходимо распространить во всем народе любовь к каждому еврею, не зависящую от каких бы то ни было предварительных условий.

МИВЦА ВОСПИТАНИЯ.

Еврей не может ограничиться тем, что в его собственной семье дети воспитываются по-еврейски, он должен делать все возможное, чтобы такое воспитание получил каждый мальчик и каждая девочка. Для этого необходимо:

1. Создание новых воспитательно-учебных учреждений, основанных на Торе и галахе;
2. Расширение существующих учреждений этого типа;
3. Создание летних лагерей, особенно для тех детей, которые не получают традиционного воспитания;
4. Занятия по изучению Торы для учеников религиозных школ.

МИВЦА ТОРЫ.

Тора - сила и мудрость еврейского народа во все времена. "Я - стена", "Тора защищает и спасает" - написано в ней. Изучение ее - условие существования нашего народа.

Ежедневно еврей должен посвящать хотя бы несколько минут изучению Торы.

МИВЦА ТФИЛЛИН.

Необходимо, чтобы как можно больше евреев ежедневно надевали тфиллин. При этом, даже если еврей надел тфиллин хотя бы один раз в своей жизни, это стоит того, чтобы добиваться этого с самопожертвованием. "Мивцу тфиллин" Ребе мелех аМошиах ШЛИТА объявил перед Шестидневной войной.

МИВЦА МЕЗУЗЫ.

Мезуза на двери еврейского дома - защита живущих в нем. Она защищает еврея и вне его дома, как написано: "Все-вышний будет хранить выход и вход твой отныне и навеки". - Согласно книге "Зогар", это сказано о мезузе. Нужно убеждать евреев помещать кашерные мезузы на дверях у входа в дом и в каждую жилую комнату. Кроме того, нужно ежегодно проверять кашерность мезуз.

МИВЦА ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ (ЦДОКО).

Помощь нуждающимся - заповедь, равноценная всем вместе взятым. Она приносит мир и приближает Освобождение. Сказали наши Мудрецы: "Умножающий помощь нуждающимся, - умножает мир", "Освобождение евреев наступит благодаря помощи нуждающимся". Еврей должен отдавать часть своих доходов в пользу ежедневно нуждающимся (в будние дни), и в каждом доме должна быть для этого копилка.

МИВЦА "ДОМ, ПОЛНЫЙ КНИГ".

Священные книги также защищают дом и его обитателей. Сказали наши Мудрецы: "Есть книга - нет меча". Поэтому в доме должны быть, по меньшей мере, молитвенник, Хумаш (Пятикнижие) и "Теиллим" (Книга Псалмов).

ТРИ МИВЦЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН.

Благодаря женщинам наши предки освободились из Египта, благодаря им придет и грядущее Освобождение. Ребе мелех аМошиах ШЛИТА просит женщин принять участие в трех особых мивцоим.

МИВЦА "НЕШЕК".

Ребе мелех аМошиах ШЛИТА начал с мивцы "нешек" - субботних свечей. Именно ее Ребе мелех аМошиах ШЛИТА назвал "мивцой из мивцоим". Все еврейские женщины и девушки, даже самые маленькие, - начиная с 3 лет от роду, должны зажигать свечи до захода солнца в канун Суббот и праздников и произносить при этом благословение, дабы внести свет в еврейский дом.

МИВЦА КАШЕРНОСТИ ПИЩИ.

Кошерность пищи и посуды во многом определяет и остальные аспекты еврейской жизни семьи. Женщины, уже приобщившиеся к кашруту, должны убеждать других ввести в доме кашерную кухню.

МИВЦА ЧИСТОТЫ СЕМЬИ.

Необходимо объяснять, как следует соблюдать семейную чистоту и важность этого. Делать это надо деликатно, в духе самой заповеди. Эта мивца касается не только молодоженов, но и давно сложившихся семей, в которых не соблюдалась семейная чистота.



С б-жьей помощью, мы постараемся расширить этот раздел сайта материалами, разъясняющими, как конкретно необходимо выполнять заповеди, перечисляющиеся среди 10 мивцоим. Кроме того, особый раздел предполагается посвятить указаниям ребе, выходящим за рамки мивцоим, но выполнение которых также носит чрезвычайную важность для нашего поколения.

Одно из них - указание данное ребе еврейским детям. 5737 год Ребе мелех аМошиах ШЛИТА объявил годом еврейского воспитания. Тогда он попросил всех детей выучить наизусть несколько коротких отрывков Торы, чтобы время от времени они могли повторять наизусть слова Торы.

Написано: "Из уст детей и младенцев (Ты) утвердил (нашу) силу... чтобы покорить врага мстящего" (Тегилим 8, 3). Если дети будут изучать Тору и повторять ее наизусть, будут сведены на нет все замыслы врагов нашего народа. Наши Мудрецы так объясняют (Берейшит раба 5, 20) слова "Голос - голос Яакова, а руки - руки Эсава" (Толедот 20, 7): в то время, когда "слышен голос детей, руки Эсава не властвуют".

12 ПСУКИМ.

"Тейро циво лону Мейше мейрошас кеилас Янкейв".

"Тору заповедовал нам Моше - наследие общины Яакова"
(Дворим 33:4).

Если человек получает наследство, оно принадлежит ему, в каком бы состоянии он ни находился. Каждый еврей, независимо от своего духовного состояния, - наследует Тору, и она принадлежит ему.

"Шма, Исроэйл! А-дейной Э-лейэйну! А-дейной - эход!"

"Слушай, Израиль! Все-вышний - наш Б-г! Все-вышний - один!"
(Дварим 6, 4).

Каждый еврей - Исроэйл - должен осознать (слушать - на иврите значит также понимать), что Все-вышний - наш Б-г, что Он один и власть Его простирается на все существующее.

В книге "Шулхан Арух", практическом своде всех еврейских законов, сказано, что приведенным выше двум посукам (предложениями из Торы) нужно научить ребенка, как только он начинает говорить.

"Бехол дейр водейр хайов одом лирейс эс ацмей кеилу у йоцо миМицроим".

"В каждом поколении человек должен чувствовать себя так, как если бы он сам вышел из Египта".
(Песахим 117б).

Исход из Египта - одна из фундаментальных основ Иудаизма. Память об этом событии пробуждает в человеке благодарность Б-гу и готовность посвятить Ему свою жизнь. Это идея выхода из ограничений, постоянно обновляемой свободы.

"Кол Исроэйл - ейш лоэм хейлек леэйлом або, шенеймар: Веамейх - кулом цадиким. Леэйлом ийркшу орэц. Нейцер матоай, майсей йодай леиспоэйр!"

"Каждый еврей имеет удел в мире грядущем, ибо сказано: "И народ Твой - все праведники, навеки унаследуют землю, росток, Мною посаженный, творение рук Моих, которым Я горжусь".
(Сангедрин 90а).

Каждый еврейский ребенок должен знать, что он удостоился быть одной из ветвей дерева, посаженного Б-гом, и Б-г гордится им.

"Ки корейв эйлэхо адовор меэйд бефихо увилевовхо лаасейсей".

"Ибо это очень близко устам и сердцу твоему, исполнять это".
(Дварим 30, 14).

Каждый человек всегда и в любом месте способен исполнить все заповеди Торы: и те, что зависят от мысли и сердца, и те, что выполняются с помощью речи, и те, что выполняются действием. Объяснению этого стиха Торы посвящена вся первая часть книги "Танья" - "Ликутей Амарим".

"Веиней Ашем ницов олов, умлей хол оорэц квейдей, умабит олов, увейхэн клоейс волейв, им эйвдей короуй".

"И вот Б-г стоит над ним, и вся Земля полна Его славы, и смотрит на него, и испытывает совесть и сердце его, служит ли он Ему как подобает".
(Тания 41).

Когда человек представит себе величие Б-га, вознесенного надо всеми мирами, знающего тайники сердца и все сокровенные мысли, он почувствует, что несет ответственность за каждый свой поступок, и захочет исполнять Желание Б-га, от Которого - жизнь.

"Брейшис боро Э-лейким эйс ашомайим веейс оорэц..."

"Вначале творения Б-гом Неба и Земли..."
(Берейшит 1, 1).

Суть мира связана с Б-гом, так как Им все сотворено. Им же даны Тора и заповеди, изучая и исполняя которые, мы поддерживаем истинную суть мира и раскрываем в нем добро.

"Вешинантом левонэхо, ведибарто бом - бешивтэхо бевейсэхо, увелехтехо вадэрэх увешохбэхо увекумэхо".

"И повторяй их своим детям, и говори о них дома, и когда ты идешь в пути, и ложась, и вставая".
(Дварим 6, 7).

Мысль должна постоянно обращаться к Торе. В жизни человека не должно быть свободных от изучения Торы моментов.

"Йогайти улей моцоси - ал таймин. Лей йогайти умоцоси - ал таймин. Йогайти умоцоси - таймин".

"Трудился и не нашел - не верь. Не трудился и нашел - не верь. Трудился и нашел - верь".
(Мегила 6б).

Если приложить труд, можно все преодолеть и достичь великих познаний в Торе и большой праведности.

"Веоавто лерейахо комэйхо! Рабби Акива эймер: зе клол годейл баТейро".

"Люби ближнего своего, как самого себя - рабби Акива говорит: это великое правило Торы".
(Ваикра 8, 19; "Тейрас Кейаним" на этот стих).

"Везе кол оодом весахлис брийосей уврияс кол оэйломейс - эльейним ветахтейним, - лиhъейс лей диро зей бесахтейним".

"И в этом весь человек, и цель его сотворения, и сотворения всех миров, верхних и нижних, - чтобы было у Него, благословенного, жилище в нижних [мирах]".
("Танья", 33).

Общая цель мироздания - сделать наш материальный мир "жилищем" для Б-га.

"Исмах Исроэйл беЭйсов! - Пируш: шекол ми шеу мизера Исроэйл - ейш лей лисмейах бесимхас аШем, ашер сос весомейах бедиросей бесахтейним".

"Да возрадуется Израиль в Создавшем его! Это значит, что каждый, родившийся евреем, должен радоваться радостью Б-га, который веселится и радуется Своему жилищу в нижних [мирах]".
(Танья, 33).

Не только тому, что Б-г обитает в нем, должен радоваться еврей, но и тому, что он радует Б-га.


(В материале использовался текст брошюры "Аавас Исроэйл", выпущенной издательством Шамир в 5737 году).