yeshiva.ru - книга бемидбар - беседы  

[ б р е й ш и с ]     [ ш м е й с ]     [ в а и к р о ]     [ б а м и д б а р ]     [ д в о р и м ]
...................................................................................................................................................
бамидбор:
   беседа 1

насо:
   беседа 1
   пниней 1
   пниней 2

Недельная глава "Бемидбар". Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из беседы ребе, произнесенной на праздник Швуэс 5713 (1953) года.

- 1 -

Причина, по которой для принятия Торы требовалась предшествующая ей любовь к евреям, станет понятна в свете дополнительного разъяснения, [служащего ответом на вопрос]: во имя чего дарование Торы должно было быть осуществлено шестистам тысячам евреям в равной мере, вне различий между одним [евреем] и другим?

Разница между евреями проявляется лишь на уровне их индивидуальных способностей, однако, с точки зрения сущности души, все они [абсолютно] равны. Поэтому в час дарования Торы, когда Святой, благословен Он, как бы связал свою Сущность - "Онейхи" ["Онейхи" - местоимение "Я", с которого начинаются десять заповедей, указывает на Сущность Все-вышнего, которую невозможно определить никакими эпитетами] с сущностью еврейского народа. А с точки зрения [своей] сущности - "[все] души соответствуют [тому, что должно быть]", и "Отец один у всех них", - [и это относится ко] всем шестистам тысячам евреев в равной степени.

Отсюда понятно также и то, что подготовкой к дарованию Торы служила любовь между евреями: каким образом пробуждается сущность души? Любовью к евреям, как будет объясняться далее.

- 2 -

Предыдущий ребе передал [нам] учение БеШТа о [заповеди] любви к евреям - также к [самым] простым людям:

"Тфилин Господина этого мира - что написано в них? 'Кто, как народ Твой Израиль - народ один [- особенный - объясняет "М'цудас Довид"] на Земле!' Исроэйл [- еврейский народ] - это тфилин Святого, благословен Он.

Есть ручной и головной тфилин. [Возложение] и того и другого представляет из себя заповедь и обязывает [еврея в произнесении] благословения - одного или двух, в соответствии с различными законодательными решениями, принятыми в отношении этого [вопроса]. Наложению ручного тфилин предшествует наложение тфилин головного. То же и в [наложении] тфилин Господина мира: ручной тфилин - обладатели добрых дел (простые люди, выполняющие заповеди) предшествуют головному тфилин - обладателям постижения (изучающим и знающим Тору)".

Это учение многих из евреев пробудило к [проявлению] любви к евреям также к [самым] простым людям. Ведь у тех, кто обладает "добрыми делами", есть значимость [еще] более высокая, нежели у "обладателей постижения", как разъясняется во многих местах, что в простых людях раскрывается простота Сущности.

- 3 -

Рав Цадик реб Зуся [из Аниполи] рассказывал Алтер-ребе слова своего брата рава Цадика реб Элимелеха:

У Мезерического Магида [было заведено, что] ученики обслуживали его посменно. И вот [...] однажды, в течение моей смены, - рассказывает реб Элимелех, - позвал меня учитель мой, Магид, и сказал: "Слышишь, Мелех, [уменьшительное от Элимелех], что говорят в небесной ешиве? Смысл [заповеди] любви к евреям - любить абсолютного злодея, как абсолютного праведника!"

Эти слова Магида добавляют [нечто новое] к учению БеШТа. БеШТ, [рассуждая о содержании заповеди любви к евреям,] говорил лишь о простых, [неученых] людях. Магид раскрыл новое: [объяснил,] что существует обязанность любить абсолютного злодея, - более того, что любовь к абсолютному злодею должна быть по мере равной любви к абсолютному праведнику.

- 4 -

Алтер-ребе говорит, что любовь к евреям [должна распространяться на всех них], от больших до маленьких, любовь - по простому смыслу, подобная любви между братьями, являющейся любовью сущностной. И это подразумевается [под словами]: "Люби ближнего своего, как самого себя", - как самого себя - по простому смыслу слова.

Любовь к самому себе является любовью сущностной и не связана ни с каким расчетом. По этой причине: "все грехи покроет любовь". То есть, даже тогда, когда сам человек знает свои грехи (он находится на таком уровне, что, несмотря на любовь [к самому себе], не может утверждать, что этих грехов нет), и все же "покрывает" любовь [эти грехи], поскольку любовь [к себе] достигает сАмой глубины души [человека], не затрагиваемой грехами. Такой же должна быть любовь к ближнему своему.

Да, для того чтобы пробудить подобную любовь, необходимо [...] размышление. Однако посредством размышления достигается любовь сущностная, возвышающаяся над разумом.

Но как же это возможно? Как любовь к другому [еврею] может быть сущностной любовью - такой же, как [любовь человека] к самому себе? Ведь, при всем том, этот - другой не является им самим?

Существует два объяснения этому:

а) Любовь к евреям, любовь к Торе и любовь ко Все-вышнему представляют из себя одно целое. Любовь ко Все-вышнему у еврея является любовью сущностной, поскольку "сыновья вы Все-вышнему, Б-гу вашему", а сын и отец представляют из себя единую сущность. Так же любовь к евреям, проистекающая из любви ко Все-вышнему - "любящий то, что любит любимый" - является любовью сущностной.

б) На более глубоком уровне: все евреи - одно единое тело, одна единая сущность, привлекающаяся к каждому [из евреев] из разных частей [этой сущности]. Получается, что она [- любовь к другому еврею -] является не "любовью к другому", но ["любовью] к самому себе".

- 5 -

Можно сказать, что слова Алтер-ребе дополняют слова Магида, поскольку то, что необходимо "любить абсолютного злодея, как абсолютного праведника", происходит из понимания [...]. Доказательством этому является то, что [рассуждения Магида] уходят в различия между уровнями: "любить как абсолютного праведника". Напротив того, "любовь, как к самому себе" не ограничена, так как он любит самого себя - свою сущность, такова любовь "как любовь между братьями, по простому смыслу".

- 6 -

Отсюда понятна связь между любовью к евреям и дарованием Торы, поскольку посредством любви к евреям: "и расположился [Израиль], как один человек" - без разделений [и различий между отдельными евреями,] пробуждается сущность души (поскольку евреи - одна сущность, как говорилось выше). И через это "берут" они, как бы, "Я душу мою [вписал, вложил]" - Сущность Святого, благословен Он, связывающуюся, с помощью Торы, с сущностью [народа] Израиля.

...................................................................................................................................................
[ б р е й ш и с ]     [ ш м е й с ]     [ в а и к р о ]     [ б а м и д б а р ]     [ д в о р и м ]

  ^ наверх