yeshiva.ru - книга бемидбар - беседы  

[ б р е й ш и с ]     [ ш м е й с ]     [ в а и к р о ]     [ б а м и д б а р ]     [ д в о р и м ]
...................................................................................................................................................
бемидбар:
   беседа 1

насо:
   беседа 1
   пниней 1
   пниней 2

Недельная глава "Насо". Беседа первая.

(Публикуется в свободном переводе с иврита. Из беседы ребе, произнесенной на праздник Швуэс 5718 (1958) года.

- 1 -

Объясняется в [книге] "Зеар", что праздник Швуэс возвышен более, нежели все другие. По этой причине он справляется в промежутке между праздниками Пейсах и сукейс, поскольку является "срединой [сердцевиной] всего" - Тора, внутренняя суть всех вещей. Тот факт, что праздник Швуэс справляется, [согласно обязанности из письменной Торы,] всего один день, а не так, как Пейсах или Cукейс, справляющиеся в течение семи и восьми дней, [соответственно,] происходит не потому, что он [Швуэс] меньше их, но напротив того, [по той причине, что] один день праздника Швуэс осуществляет: "...кто, как народ Твой - Израиль, народ единый в земле" [...].

- 2 -

Два преимущества, которыми обладает "срединная линия":

а) "Cрединная линия" обладает большим достоинством по отношению к другим [правой и левой], как говорится в Талмуде: "Рав [то есть учитель] - в середине; великий [то есть более выдающийся ученик] - по правую руку его, а малый [менее выдающийся ученик] - по левую руку его".

б) "Срединная линия" является корнем всех других линий, поскольку "срединная линия поднимается до [сфиры] 'кесер' - корня и источника всех сфирейс".

Те же два достоинства мы находим в "срединности" праздника Швуэс:

а) Праздник Швуэс выше других праздников.

б) В Швуэс была дана Тора, в которой говорится обо всех [других] праздниках.

Как говорилось выше, главная идея праздника Швуэс - Тора. Также преимущество изучения Торы над выполнением [других] заповедей заключено в двух упомянутых выше идеях:

а) Заповедь изучения Торы более велика, нежели другие заповеди, как сказали благословенной памяти мудрецы: "Изучение Торы [весит как] все они вместе".

б) Изучение Торы - корень, приводящий ко [всем] другим заповедям. Как сказали благословенной памяти мудрецы: "Велико изучение, приводящее к действию".

- 3 -

Объяснение этому:

Шестьсот тринадцать заповедей соответствуют шестистам тринадцати органам [тела человека]. Двести сорок восемь позитивных заповедей соответствуют двумстам сорока восьми органам, а триста шестьдесят пять негативных заповедей [запретов] соответствуют тремстам шестидесяти пяти сосудам.

Тора является подобием мозга, и подобно тому, как мозг обладает более высоким достоинством, нежели [все] другие органы, выражающимся в двух вещах: а) жизненность мозга выше жизненности [оживляющей, наполняющей] все [другие] органы; б) мозг включает в себя жизненность всех [других] органов, и также [является] корнем их, - так это в отношении преимущества Торы над другими заповедями, как объяснялось выше.

- 4 -

У "срединной линии" есть дополнительное преимущество, заключающееся в том, что она поднимается вплоть до внутренних аспектов и сущностей [сфиры] 'кесер' - еще выше, нежели корень и источник сфирейс, заключенный в 'кесер'. Так же в отношении Торы. Кроме перечисленных преимуществ, [которыми она обладает]: что она приводит к выполнению заповедей и выше всех заповедей, - преимущества, наличествующие в заповеди изучения Торы, - в самой Торе есть [свое] преимущество: она - мудрость Святого, благословен Он [...] В этом же заключается истинный смысл изучения Торы - "лишмо" ["во имя нее"], по простому смыслу этих слов, - во имя самой Торы, даже не ради знания, каким образом вести себя, - изучение Торы лишь во имя Торы.

Наподобие того, как сын, в течение долгого времени не видевший отца, когда тот зовет его, когда видит его, - падает на шею своему отцу - царю, обнимает и целует его, - [делает то], что не имеет никакого практического смысла, не несет ему никакой выгоды, - делается ради самого отца. Так еврей, когда у него есть свободное мгновение для того, чтобы взять Отца своего - Царя, при помощи Торы, как сказали благословенной памяти мудрецы: "Меня вы берете", во время самого действия [- изучения Торы] он не думает ни о чем. - Ни о том, чтобы "узнать, как действовать", ни о выполнении заповеди изучения Торы, - он хватается за свою Тору, которая - Тора и Святой, благословен Он, - одно целое. [...].

- 5 -

И это также является причиной тому, что Тора называется "эмес [истина]". В соответствии с высказыванием благословенной памяти мудрецов: "Нет [другой] истины, кроме Торы".

Идея истинности - то, у чего нет перерыва. Вещь прерванная - не истинна. [...] Истина - стоит вечно. На это намекается также [самими] буквами [слова "эмес"]: "алеф"-"мем"-"тов", как это объясняется в Иерусалимском Талмуде: "алеф" - первая из букв [еврейского алфавита], "мем" - средняя, а "тов" - последняя из букв. "Эмес [истина]" - одинакова и в начале, и в середине, и в конце.

Потому и называется Тора "эмес", - поскольку у нее нет ограничений. Заповеди ограничены временем и пространством. Заповедь изучения Торы также имеет ограничение по времени. (Занимающиеся бизнесом или ремеслом, в соответствии с требованием Торы, свободны от изучения Торы, когда [им] необходимо [заниматься выполнением служебных обязанностей], как детально объясняется в "Шульхан Орухе" [в разделе] "Законы изучения Торы"). Однако сама Тора не ограничена вовсе, ни во времени, ни в пространстве. [...]

- 6 -

В отношении практического действия.

Следует сделать свое изучение Торы постоянным. Не учиться так, чтобы лишь выйти по минимальным требованиям, предъявляемым "Шульхан Орухом". (В конечном итоге, такой подход может привести к выводу, что с точки зрения "Шульхан Оруха" возможно изучение "одного раздела утром и одного раздела вечером"). Поскольку, в дополнение к тому, что человеку необходимо осознавать, что в его распоряжении, возможно, есть больше времени, [нежели он предполагает], и тогда он обязан, с точки зрения [также] "Шульхан Оруха", учиться больше, - также если его расчеты справедливы, ему из-за наслаждения, заключенного в Торе, надлежит стараться в изучении Торы.

Также не следует оценивать величие изучения Торы, [в соответствии с тем, насколько оно] направлено на "знание, каким образом надлежит действовать". В то время, когда у него возникает [практический] вопрос, [он видит необходимость] изучать [Тору,] разбираться в Законе, начиная с его источника, - [учить] Пятикнижие, Талмуд, "Ришейним", "Ахрейним", вплоть до "Шульхан Орух" Алтер-ребе. Но когда к практическому действию вопрос не имеет большого отношения, [он не видит необходимости] изучать его. Надо знать, что главным в идее Торы является "Тора ради Торы", и необходимо сделать изучение ее постоянным и ежесекундным "...увеличит Тору и усилит ее".

...................................................................................................................................................
[ б р е й ш и с ]     [ ш м е й с ]     [ в а и к р о ]     [ б а м и д б а р ]     [ д в о р и м ]

  ^ наверх